Pavel Nersessian

Pianist Professor

Pavel Nersessian - one of the most remarkable pianists of his generation in Russia, professor of piano in Moscow State Conservatory and Boston University.
Павел Нерсесьян - известный пианист, заслуженный артист России, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского и Бостонского Университета.

Рецензия на концерт в Костроме (21.12.2009)

КЛАССИКА КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Еще и месяца не прошло, как в нашем городе отгремел масштабный музыкальный форум «Кострома симфоническая», посвященный 10-летию оркестра Павла Герштейна и ставший одним из самых значительных культурных событий уходящего года, а коллектив Костромского симфонического оркестра уже представил на суд взыскательной слушательской аудитории новую концертную программу. В ней принял участие лауреат Международных конкурсов, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Павел Нерсесьян.

Достичь высокого уровня исполнительского мастерства не просто. Еще сложнее – его удержать. Концертом, прошедшим 21 декабря в зале областной филармонии, оркестр П.Герштейна в очередной раз подтвердил свой статус профессионального коллектива, прекрасно владеющего всем арсеналом исполнительских средств и обладающего богатой художественной палитрой. «Сегодня трудно встретить на периферии коллектив такого уровня, – поделился своими впечатлениями П. Нерсесьян, – На репетициях с оркестром прекрасно работают. И это слышно. Здесь царит дух творчества и сотрудничества. Сама по себе установка, что, если мы хотим что-то сделать, то должны это сделать хорошо, мне очень импонирует».

Разные по стилю и содержанию произведения – Второй фортепианный концерт С.С.Прокофьева и Вторая симфония И. Брамса – оставили исключительно цельное впечатление своим светлым, оптимистичным настроением, убедительно и ярко воссозданным в тот вечер солистом, дирижером и оркестром.

Игра П. Нерсесьяна, подкупающая слушателей органичным сочетанием творческой зрелости и артистической свободы, блестящей техники и эмоциональности, не могла оставить публику равнодушной. Особенно ярко свои исполнительские возможности пианист продемонстрировал в грандиозной по своим масштабам, напряженной каденции первой части, выросшей из интонаций начальной темы концерта, в скерцо, потребовавшем от исполнителя безупречной артикуляционной четкости, и в крайних стремительных разделах финала.

Отличное владение искусством оркестрового сопровождения показал П. Герштейн. Дирижер тонко ощутил особенности интерпретации П. Нерсесьяна, который сосредоточил внимание слушателей в первую очередь на лирических образах прокофьевского опуса и ироническом, гротескном начале, воплощенном в побочной теме первой части и в интермеццо (третьей части) концерта. После выступления восторженные слушатели долго не хотели отпускать музыкантов со сцены. Многочисленные поклонники русского фортепианного искусства были единодушны во мнении: «Ни у одного из гастролирующих солистов костромской “Steinwey” еще не звучал так выразительно, как у этого блистательного пианиста!»

Каковы же музыкальные предпочтения П. Нерсесьяна? Сочинения каких авторов неизменно присутствуют в его репертуаре, и какие произведения есть в фонотеке музыканта? Вот как отвечает на эти вопросы сам пианист: «Все, что мы играем, «просеяно» многими годами концертной практики и любовью слушателей. Таким сочинением, востребованным исполнителями многих стран мира является и прозвучавший сегодня Второй концерт Прокофьева. Он очень мощный по впечатлению, которое производит на публику. Я его давно играю и очень люблю… Жизнь коротка, поэтому все время стремишься включить в репертуар что-то яркое, новое. К сожалению, современные композиторы не слышат фортепиано в качестве инструмента, который выразит их новые идеи. Оркестр, хор, что угодно, только не фортепиано, которое связано, прежде всего, с романтической традицией, идеей героя на сцене против толпы. Именно поэтому центром фортепианного репертуара до сих пор остаются произведения композиторов-романтиков. Как слушатель я предпочитаю музыку оперную и вокальную. К примеру, Брамса я люблю отнюдь не фортепианного, а симфонического …».

Исполнение симфонии И. Брамса во втором отделении концерта привлекло стройностью и образно-смысловой ясностью. Особенно выразительно прозвучала первая часть,

воскресившая в памяти слушателей лучшие страницы симфоний двух других знаменитых венцев – Й. Гайдна и Ф. Шуберта. Волей и необычайной энергетикой были проникнуты многие эпизоды финала.

Видимо становится доброй традицией, что с оркестром П. Герштейна выступают только лучшие пианисты нашего времени. Так, в открытии сезона принял участие солист Московской Государственной Академической филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Михаил Лидский, в концертах фестиваля на одну сцену с оркестром вышли Народный артист России Дмитрий Башкиров, Народный артист СССР Николай Петров и Заслуженный артист России Александр Гиндин. Остается надеяться, что в наступающем году костромских меломанов ожидают новые не менее интригующие встречи со многими выдающимися представителями отечественной фортепианной традиции.

Виктория Рогожникова, музыковед, кандидат искусствоведения